Главная » Файлы » Ашық cабақ



Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
[ · Скачать удаленно () ]

Еще больше материалов по этой теме можно найти здесь » [Русский язык]
25.04.2012, 20:15

Тема:  Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

 

Цели: 1.Познакомить  с понятием «формы слова». Уметь различать               

  однокоренные слова и разные формы одного и того же   

  слова.

2.Развивать логическое мышление, расширять их кругозор,           

   связную и устную речь, пополнить словарный состав языка.

3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,     

   взаимопомощь. Выявить одаренного учащегося.

Оборудование: картинка « чудесного дерева », карточки с заданиями,    

              выражение о труде, слова однокоренные, эпиграф к уроку,   

              конверт с заданием.

Ход урока:

I.                   Орг.момент

1.      Психонастрой учащихся с помощью игры (самодиагностика настроения)

   - Перед вами карточки со  стилизованными рисунками. Вот     

     такими.

 


                 

                    Хорошее         среднее         плохое

   -Вы должны выбрать одну из этих «мордашек» и показать её мне,     

    который больше вам нравиться т.е. соответствует вашему 

    настроению.

   -Значит, вы с хорошим настроением пришли на урок.

2.Отчет дежурного

 Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 6 «Ә» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.

 

Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 6 «Ә» классе. В классе присутствуют все. Сегодня 27 октября, четверг. Погода сегодня теплая, солнечная.

Эпиграф к уроку: Труд - корень всей нашей жизни.

 

II.               Объявить цель урока

      1. Сегодня мы познакомимся с новой темой, с понятием «формы слова» и уметь различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.

2. Все мы любим сказки. И начнем наш урок со сказки. Сказку о     «Чудесном дереве» расскажет ……

 Сказка о «Чудесном дереве»

Учитель: Интересная сказка, понравилась вам?

Вопросы: Почему сказка называется чудесная?

-Чем похожи эти веточки друг на друга? (общей частью  -лет-)

-Как называется общая часть? (корнем, потому что эти слова родственные)

-Можно ли сказать, что эти слова однокоренные? (да, эти слова с одинаковым корнем, называются однокоренными )

-Что нужно сделать, чтобы определить корень?

(надо выделить общую часть в однокоренных словах)

Учитель: давайте сделаем это в тетрадях.

 

III. Открыли тетради, запишите число и тему урока «Однокоренные слова и формы слов».

Выпишите однокоренные слова и выделите общую часть (корень)

Лететь, прилететь,

Улететь, вылететь,

Полететь, долететь,

Перелететь, перелетная,

Летчик.

Кроме корня есть приставка, суффикс, окончание.

-Значит, корень у этого чудесного дерева -лет-

-Чем отличаются эти слова друг от друга?

(по составу (структуре) и значению (семантике) )

днокоренные слова имеют разный состав, т.е. кроме корня имеют приставку, суффикс, окончание  и значение разное.

Например: лететь - движение, передвижение по воздуху

                   перелетная - о птицах, которые улетают в теплые края

                   летчик- тот, кто управляет самолетом

 

IV. Наш урок состоит из 2-х этапов:

         I этап. Наблюдательная.

Рядом с первым столбиком запишем ещё 2 слова в разных падежах.

лететь                             лес                                          лесной

прилететь                       леса                                       лесного

улететь                          лесу                                       лесному

вылететь                       лесом                                     лесным

полететь                       о лесе                                      о лесном

долететь 

перелететь

перелетная

летчик

Сравните слова в 3-х столбиках.

В первом столбике однокоренные слова, а во втором и третьем изменяется окончание (грамматическое значение ), а лексическое значение   остается тем же

-это формы одного и того же слова

Вывод: (образец рассуждения)

 

Чем различаются данные слова?

 


Основами? Имеют разное                        только окончанием,

лексическое значение?                             это формы одного

Это разные,                                                и того же слова

но однокоренные слова.

 

- делаем привал на этапе «Наблюдательная»

Используя образец рассуждения, скажите какие слова однокоренные, а какие стоят в разных формах одного и того же слова.

Работа по учебнику упр. 3 стр. 55

-Класс выполняет задание по рядам.

-Сначала в парах обсудите ход рассуждения.

        I ряд                            II ряд                              III ряд

     труд                                смелость                         ходим

Перевести на казахский язык, объяснить значение слов.

-Как вы понимаете выражение «Труд - корень всей нашей жизни». Докажите это.

-Человек  не может жить без труда. Какое это прекрасное слово –труд!

-Без труда человек как без воздуха, без воды, без хлеба. Все что нас окружает создано трудом человека. Труд – корень не только слова, но и корень всей нашей жизни.

- Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

                               Труд кормит, лень портит  .

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

                               Трудиться, всегда пригодиться.

Следующий этап «Закрепительная» (по карточкам, по рядам)

-О чем это стихотворение? (о первом снеге)

Подобрать однокоренные слова к существительным и просклонять слово снег.

 

1 ряд

Что такое за окном?             Окошко, оконный

Сразу в доме посветлело.    Домик, домище, домовой

Это снег лежит ковром.       Коврик, ковровый

Самый первый, самый белый!

                        (Е. Трутнева  )

 

Подобрать однокоренные слова к выделенным прилагательным и образовать формы к слову                     шелковые, шелковым, о шелковых

 

2 ряд

Улыбнулись сонные березки.        Сон, сонник, засоня

Растрепали шелковые косы            шелка

Шелестят зеленые сережки,          зеленеть, зеленка, зелень, зазеленела

И горят серебряные косы.

                             (С. Есенин )

 - О чем стихотворение?  (о березе)

-О чем говорится в стихотворении? (о родном крае )

 

3 ряд

Подобрать  однокоренные слова к словам  лесами, рекой, полями и образовать формы слова к слову родной.

Привет тебе, мой край родной,        родного, родному, родным, родном

С твоими темными лесами,              лесной, лесник, лесничество, лесистый

С твоей великою рекой                     речка, речной

И неоглядными полями.                   Поле, полянка, полечко

                       (С. Дрожжин )

 

Работа по учебнику у.4 с.56 (выполняют у доски)

К данным  словам припишите справа другие формы этих же слов, затем подберите однокоренные слова и напишите их внизу.

 

Рисую, рисуем, рисуют                     дети, детей, детям

Рисунок,                                               детство

Нарисовать                                         детский

 

 Радостный, радостное, радостные

Радоваться

Радость

 

Школьный, школьного, школьному, о школьном

Школьник

Школа

Пришкольный

 

Игра, игре, игры, игрой, о игре

Игрушка

Играют

 

Предлагаю коробочку по рядам

Ученики поочередно вынимают из коробочки карточки и диктуют классу записанные слова. Нужно распределить в два столбика родственные слова и формы одного и того же слова.

       1 ряд                                 2 ряд                                  3 ряд

     трава                                   снег                                  берёза

     травы                                  снежный                        берёзовый

    травяной                              снега                              берёзы

    травка                                  снеговой                        подберёзовик

    травушка                             снеговик                        берёзами

    травой                                  снегом                           берёзка

    травами                                снегопад                       берёзонька

                                                      снегами                           о берёзе

8. Творческая работа.

Написать 5-стишие – синквейн о первом снеге.

 

Первый снег

Белый, пушистый

Заметает, кружит, вьется

Как мы рады все

Зима.

V.Рефлексия. Итог урока.

-Что мы узнали об однокоренных словах и формах одного и того же слова (однокоренные слова имеют разный состав и разное лексическое значение, у формы одного и того же слова изменяется окончание т.е. грамматическое значение, а лексическое значение остаётся тем же.

Оценивание. Все работали хорошо, активны были на уроке. Продолжим эту тему на следующем уроке.

Домашнее задание. Упр. 5 стр.56.

 

 

Сабақты дайындаған Қарағанды облысы, Шет ауданы , С.Сейфуллин кенті,  Жарық орта мектебінің  орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Амирбекова Бақыткүл Мажитқызы.

Категория: Русский язык | Добавил: Admin
Просмотров: 28306 | Загрузок: 1049 | Рейтинг: 4.5/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]