Главная » Файлы » Ашық cабақ |
[
· Скачать удаленно ()
]
Еще больше материалов по этой теме можно найти здесь » [Русский язык] |
25.04.2012, 20:15 | ||||||
Тема: Однокоренные слова и формы одного и того же
слова. Цели: 1.Познакомить с
понятием «формы слова». Уметь различать
однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. 2.Развивать логическое мышление,
расширять их кругозор,
связную и устную речь, пополнить словарный состав языка. 3. Воспитывать доброжелательное
отношение друг к другу,
взаимопомощь. Выявить одаренного учащегося. Оборудование:
картинка « чудесного дерева »,
карточки с заданиями,
выражение о труде, слова однокоренные, эпиграф к уроку,
конверт с заданием. Ход урока: I.
Орг.момент 1.
Психонастрой
учащихся с помощью игры (самодиагностика настроения) - Перед вами карточки со стилизованными рисунками. Вот
Хорошее среднее плохое -Вы должны выбрать одну из этих «мордашек» и
показать её мне, который больше вам нравиться т.е.
соответствует вашему настроению. -Значит, вы с хорошим настроением пришли на
урок. 2.Отчет
дежурного Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне ….
лет, я учусь в 6 «Ә» классе. Сегодня на уроке
присутствуют все, отсутствующих нет. Я
(Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 6 «Ә» классе. В классе присутствуют все. Сегодня 27
октября, четверг. Погода сегодня теплая, солнечная. Эпиграф к уроку: Труд - корень всей нашей жизни. II.
Объявить цель
урока 1. Сегодня мы познакомимся с новой темой,
с понятием «формы слова» и уметь различать однокоренные слова и разные формы
одного и того же слова. 2. Все мы любим сказки. И начнем наш
урок со сказки. Сказку о «Чудесном
дереве» расскажет …… Сказка о «Чудесном дереве» Учитель: Интересная сказка, понравилась вам? Вопросы: Почему сказка называется
чудесная? -Чем похожи эти веточки друг на друга?
(общей частью -лет-) -Как называется общая часть? (корнем,
потому что эти слова родственные) -Можно ли сказать, что эти слова
однокоренные? (да, эти слова с одинаковым корнем, называются однокоренными ) -Что нужно сделать, чтобы определить
корень? (надо выделить общую часть в
однокоренных словах) Учитель: давайте сделаем это в тетрадях. III. Открыли
тетради, запишите число и тему урока «Однокоренные слова и формы слов». Выпишите однокоренные слова и выделите общую часть
(корень) Лететь, прилететь, Улететь, вылететь, Полететь, долететь, Перелететь, перелетная, Летчик. Кроме корня есть приставка, суффикс, окончание. -Значит, корень у этого чудесного дерева -лет- -Чем отличаются эти слова друг от друга? (по составу (структуре) и значению (семантике) ) -однокоренные слова имеют разный
состав, т.е. кроме корня имеют приставку, суффикс, окончание и значение разное. Например: лететь - движение, передвижение по воздуху
перелетная - о птицах, которые улетают в теплые края
летчик- тот, кто управляет самолетом IV. Наш урок
состоит из 2-х этапов: I этап.
Наблюдательная. Рядом с первым столбиком запишем ещё 2 слова в разных
падежах. лететь лес лесной прилететь леса лесного улететь лесу лесному вылететь лесом лесным полететь о лесе о лесном долететь перелететь перелетная летчик Сравните слова в 3-х столбиках. В первом столбике однокоренные слова, а во втором и
третьем изменяется окончание (грамматическое значение ), а лексическое
значение остается тем же -это формы одного и того же слова Вывод: (образец рассуждения)
Основами? Имеют разное только окончанием, лексическое значение? это формы одного Это разные, и
того же слова но однокоренные слова. - делаем привал на этапе «Наблюдательная» Используя образец рассуждения, скажите какие слова
однокоренные, а какие стоят в разных формах одного и того же слова. Работа по учебнику упр. 3 стр. 55 -Класс выполняет задание по рядам. -Сначала в парах обсудите ход рассуждения. I ряд II ряд III ряд труд смелость ходим Перевести на казахский язык,
объяснить значение слов. -Как вы понимаете выражение
«Труд - корень всей нашей жизни». Докажите это. -Человек не может жить без труда. Какое это прекрасное
слово –труд! -Без труда человек как без
воздуха, без воды, без хлеба. Все что нас окружает создано трудом человека.
Труд – корень не только слова, но и корень всей нашей жизни. - Какие вы знаете пословицы и
поговорки о труде? Труд кормит,
лень портит . Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Трудиться,
всегда пригодиться. Следующий этап «Закрепительная» (по карточкам, по рядам) -О чем это стихотворение? (о
первом снеге) Подобрать однокоренные слова
к существительным и просклонять слово снег. 1 ряд Что такое за окном? Окошко, оконный Сразу в доме посветлело. Домик, домище, домовой Это снег лежит ковром. Коврик, ковровый Самый первый, самый белый! (Е. Трутнева ) Подобрать однокоренные слова
к выделенным прилагательным и образовать формы к слову шелковые, шелковым, о
шелковых 2 ряд Улыбнулись сонные
березки. Сон, сонник, засоня Растрепали шелковые косы шелка Шелестят зеленые
сережки, зеленеть, зеленка,
зелень, зазеленела И горят серебряные косы. (С. Есенин ) - О чем стихотворение? (о березе) -О чем говорится в
стихотворении? (о родном крае ) 3 ряд Подобрать однокоренные слова к словам лесами, рекой, полями и образовать формы
слова к слову родной. Привет тебе, мой край
родной, родного, родному, родным,
родном С твоими темными лесами, лесной, лесник, лесничество,
лесистый С твоей великою рекой речка, речной И неоглядными полями. Поле, полянка, полечко (С. Дрожжин ) Работа по учебнику у.4 с.56
(выполняют у доски) К данным словам припишите справа другие формы этих же
слов, затем подберите однокоренные слова и напишите их внизу. Рисую, рисуем, рисуют дети, детей, детям Рисунок,
детство Нарисовать детский Радостный, радостное, радостные Радоваться Радость Школьный, школьного,
школьному, о школьном Школьник Школа Пришкольный Игра, игре, игры, игрой, о
игре Игрушка Играют Предлагаю коробочку по рядам Ученики поочередно вынимают
из коробочки карточки и диктуют классу записанные слова. Нужно распределить в
два столбика родственные слова и формы одного и того же слова. 1 ряд 2 ряд 3 ряд трава снег берёза травы снежный берёзовый травяной снега берёзы травка снеговой подберёзовик травушка снеговик берёзами травой снегом берёзка травами снегопад берёзонька снегами о берёзе 8.
Творческая работа. Написать 5-стишие – синквейн о первом снеге. Первый снег Белый, пушистый Заметает, кружит, вьется Как мы рады все Зима. V.Рефлексия. Итог урока. -Что мы узнали об однокоренных словах и формах одного и
того же слова (однокоренные слова имеют разный состав и разное лексическое
значение, у формы одного и того же слова изменяется окончание т.е.
грамматическое значение, а лексическое значение остаётся тем же. Оценивание. Все работали хорошо, активны были на уроке. Продолжим
эту тему на следующем уроке. Домашнее
задание. Упр. 5 стр.56. Сабақты
дайындаған Қарағанды облысы, Шет ауданы , С.Сейфуллин кенті, Жарық орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Амирбекова Бақыткүл Мажитқызы. | |||||||
Просмотров: 28176 | Загрузок: 1001 | |
Всего комментариев: 0 | |