Главная » Файлы » Ашық Сабақтар - Открытый урок » Русский язык



Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

Сложноподчинённое предложение с придаточным определитель-ным.
Жарнамаға бір басып сайтка көмектес! 25.04.2012, 20:04
Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточным определитель-ным.
Цели урока: повторить основные сведения отгурппах СПП;
закрепить умение определять структуру СПП;
расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания; развивать умение пользоваться общественно-политической лексикой; развитие устаной речи учащихся;
воспитание чувствапатриотизма, лбюви к человеку;
Оборудование: таблица «Виды придаточных предложений», раздаточный материал для работы по группам, карточки.
Ход урока:
І. Организационный момент
Поздороваться с учениками; отметить в журнале отсутствующих; объявление темы и цели урока.
ІІ. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1. Работа у доски
Рассказать о видах придаточных предложений (по таблице)


Виды


придаточного



Отвечает на


вопросы



Прикрепляется по главному



Примеры



Союзами



Союзными словами



Изъяснитель-ное



Косвенных падежей



Что, чтобы, как, какбудто, ли



Что, когда, как,


куда



Я увидел, что на небе радуга.



Определитель-ное



Какой?



 



Который, что, где, какой, чей



На небе такая огромная радуга, какую я ни разу не
видел.



Обстоятель-ственные



Где? Как? Куда? Откуда? и. т.д.



Когда, пока, откуда, будто, чтобы и т.д.



Куда, когда,


откуда



Радуга раскинулась на небе, точно распахнулись ворота в
сказку.




2. Диктант
Даже девочка, что ходит в город продавать хамсу, как потерянная бродит вечерами на мысу. И я хочу, чтоб все мои мечты, дошедшие до слова и до света, нашли себе желанные черты. Она уходила туда, гед в медном воздухе дремал Рим.
- Найдите главную и придаточную части во всех предложениях. Составтье схемы предложений.
1. [-, (что = ), =].
2. [-=],(чтоб-, прич.об.,= ).
3. [-=],(где=-).
ІІІ. Работа по основной теме урока
1. Осложненное списывание.
Списать, расставить знаки препинания, определить союзом или союзным словом прикрепляется придаточное предложение к главному.
Людям, которые умеют держать себя с достоинством под выстрелом, очень многое и многое прощают. Я спустился в ярко освещенное помещение, (какое помещение) где, кроме нас двоих, никого не было. Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев. Стояла такая ночь(какая ночь?), что в темноте нельзя было различить даже окна.
2. Слово учителя.
- В предыдущем задании все предложения, которые мы записали являются сложноподчиненными предложениями с придаточными определительными. Из этого следует, что придаточные определительные отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие? Они относятся к именам существительным главных предложений и определяют их.
Придаточные определительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов который, чей, что, когда, где, куда, откуда, и союзов что, чтобы.
Придаточные определительные всегда стоят после контакного существитель-ного, к которому относятся, и следовательно занимают место после главного предложения или в его середине.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Задание 263 стр. 152.
Цивилизованный горожанин привык к благам современной цивилизации, где все большее число функций человека выполняют машины. Весь современный цивилизованный мир переходит к новым поразительным технологиям, которыми являются и интерактивное телевидение, и цифровые системы записи и передачи сигнала, и спутники. Во время отпуска мой брат, который служит офицером в воздушно-десантных войсках, облачается в цивильный костюм и едет отдыхать на Черное море.
2. Работа над текстом «Человек должен быть интеллигентен».
- Прочитайте. Ответьте на вопросы к тексту.
- К кому обращены советы академика?
- Почему темой его обращения к молодежи является интеллигентность?
- Как он определяет интеллигентность?
- В чем отличие интеллигентности от образованности?
- Что необходимо делать, чтобы стать интеллигентным человеком?
- Как интеллигентность связана с культурой?
V. Работа по группам.
Группа І
1. Данные предложения разобрать по членам предложения, распространить определение, заменить его придаточным определительным.
Аромат цветущей сирени наполнял воздух. Построенный корабль был спущен на воду. Незаконченная работа напоминала о невыполненном обещании. Книга рассказывала о исследованных районах.
2. Придаточные предложения заменить обособленным определением.
Флаги, которые развевались над домами, придавали городу праздничный вид. Буря, которая налетела внезапно, повалила старую ель. Книга, нам которую реко-мендовали, очень понравилась. Цех, который сейчас строится, будет самым современным на нашем заводе.
ГруппаІІ
1. Найдите ошибки в построении предложений и исправьте их.
Струи фонтана, которые скрылись на солнце, и бившие в самое небо, освежали воздух. Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки. Луга, на которых еще нескосили сено и сохранившие чудесный аромат, расстилались кругом. Дом, который заканчивали строить,выросший на улице за несколько месяцев, скоро будет заселяться.
2. Составить схемы предложений.
В воздухе уже не чувствовалось той пронизывающей сырости, которая заметна в первую весеннюю пору, когда реки в разливе. Мы по узкой тропинке забрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы золы, которую сегодня утром выгребали из печек, двигались маленькие фигурки.
Группа ІІІ
1. Заменить приложение придаточным определительным, и наоборот.
Весной 1823года А.С.Грибоедову, который служил чиновником по дипломати-ческой части, разрешили приехать из Персии в Россию. Для итальянца Растрелли, известного архитектора, Россия стала воторой родиной. Архимед, который был величайшим математиком и физиком древности, жил в Греций. Софье Кова-левской, которая была первой в мире женщиной-математиком, не разрешили преподавать в университетах России.
2. Составить схемы предложений.
У него была мать, которую он страстно любил и сестра, которую надо было вывести в люди. Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту и выехали в лощину, где дожидались казаки. Дом, в которым нет книг, подобен телу, которое лишено души. Она убежала в комнату, где пошла вся ее жизнь, села за свой столик, на котором стояли ее детские игрушки и заплакала.
Проверка работ.
От каждой группы выступает один человек.
VІ. Итоги урока.
- Какие основные группы СПП вы знаете?
- Как различить союз и союзное слово?
- При помощи чего придаточное определительное присоединяется к главному предложению?
VІІ. Домашнее задание
1. На основе данного простого предложения составить сложные предложения по данным схемам.
Ребята принесли из леса букеты распустившейся душистой черемухи.
а) [ ], и [ ] г) [ ], ( ), и [ ], ( )
б) [ ], ( ), и [ ] д) [ ], ( ), ( )
в) [ ] и [ ], ( )
2. Задание 269 стр. 155
Категория: Русский язык | Добавил: Admin
Просмотров: 4159 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
загрузка...
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]