Главная » Файлы » Ашық cабақ



Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

Проблема чести,достоинства,нравственного выбора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
[ Скачать с сервера (64.5 Kb) ]

Еще больше материалов по этой теме можно найти здесь » [Русская литература]
13.05.2017, 16:21

Урок литературы в 8 классе
Тема урока : Проблема чести, достоинства, нравственного
выбора в повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка». Цель:
обучающая : проверить сформированность умений выявлять систему
образов – персонажей художественного произведения , описывать и сопоставлять героев , давать оценку их поступкам ; выявлять и анализировать значение важнейших эпизодов повести ; сжато пересказывать эпизоды текста; выразительно читать текст ; пользоваться словарем русского языка Ожегова .
воспитательная : проследить по тексту путь духовного становления Гринева ; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благородство, чувство чести и собственного достоинства.
развивающая : развивать коммуникативные навыки устной речи , умение рассуждать , доказывать свои мысли .
Оборудование: учебники, тетради учащихся, записи на доске, иллюстрации к повести , интерактивная доска «Презентация к уроку –обобщению по повести А.С.Пушкина .
Используемая методика : методика критического мышления ,
компьютерные технологии .
Методические приемы: сжатый пересказ, групповая дискуссия,
чтение эпизодов , эссе .
Эпиграф урока:
«Береги честь смолоду»
(пословица)

Этапы урока. Ход урока.
1 Организационный
момент . Приветствие.
2 Осмысление
изученного .

Проблемный вопрос .

Методика КМ
Прием «Ассоциации»

Работа со словарем
Ожегова .

Компьютерные технологии.
Использование
интерактивной доски . Показ иллюстраций к повести.

Сжатый пересказ.

Работа с текстом .

Сжатый пересказ основных эпизодов.

Работа с текстом.

Сжатая характеристика героев .

Методика К.М.
Прием
«групповая дискуссия».

Работа с текстом .

Методика К.М
Прием «Диаграмма Венн»

Методика К.М.
Прием
«Групповая дискуссия»

-Мы с вами познакомились с повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Давайте попытаемся разобраться в прочитанном . Для начала определим тему произведения .
Вывод: Основная тема повести : крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева .
- Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? Ведь встречи с Машей Мироновой занимают меньше места в повести?
Вывод: Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка», Пушкин хотел подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения.
-Сегодня мы будем с вами говорить о проблеме нравственного выбора героев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Запишите в тетради тему урока и эпиграф.
Как вы понимаете слова «честь» , «достоинство», «нравственность»?
Какие ассоциации (представления ) вызывают в вас эти слова ?
Давайте посмотрим , как эти слова растолковываются в толковом словаре Ожегова .
Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека ; его соответствующие принципы .
Достоинство – совокупность высоких моральных качеств , а также уважение этих качеств в самом себе .
Нравственность - внутренние , духовные качества , которыми руководствуется человек , этические нормы , правила поведения , определяемые этими качествами .
Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.
- Давайте определим основных персонажей повести , дадим им краткую характеристику . (Показ иллюстраций к повести : Петр Гринев в родительском доме , Петр Гринев и Маша Миронова ,Пугачев , Маша Миронова и Екатерина 2 , Пугачев и Швабрин)
- Кто из них является главным героем ?
- Давайте проследим жизненный путь главного героя произведения, что мы о нем узнаем в начале повести .
- Расскажите о жизни Петруши в родительском доме.
- Кто же оказал большое влияние на Петрушу? Найдите в тексте суждения отца Петруши о том, что сын его должен служить.
Вывод : Действительно, главные уроки жизни Гринев получил не от француза и даже не от Савельича, а от своего отца Андрея Петровича . Правда для старика- Гринева – это прежде всего честное служение своему Отечеству
- Что мы можем сказать о матери Гринева?
Вывод: О матери сказано немного, но ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра. Доброта матери и весь быт семьи Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость. Доброе отношение к крепостному слуге – это также результат воспитания, полученного дома.
Нельзя сказать, что Петруша вначале полностью усвоил взгляд отца на военную службу, в голове его была невероятная путаница .
- Как представлялась военная служба юному Петруше?
Второй этап формирования Гринева начинается с момента отъезда его из родного дома. Вспоминаем, что первый удар мечтам наносит отец, решая Петрушу отправить в Армию и не в Петербург, а в Оренбург. Мечта о веселой и беззаботной жизни военного исчезает после пирушки с Зуриным.
- Что же произошло?
- Чем заканчивается эта история?
- Какой урок преподал ему Зурин?
- Какое разочарование ждет Гринева в Белогорской крепости?
(Зачитайте отрывок из повести .)
- Каким предстает перед нами русское семейство Мироновых?

Вывод : Вспомните строки из повести, где автор пишет: «Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Уклад жизни Мироновых был очень близок семье Гриневых.
- Как проявил себя Петруша в ссоре со Швабриным? Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены?
- Как ведут себя оба противника во время поединка?
Вывод: Это могло стоить Петруше жизни. Но ведь герой еще мало знает людей. Он думал, что Швабрин будет вести себя по правилам дуэли, также честно, как и сам Гринев. Возможно, это тоже урок – не быть слишком доверчивым.
Рассказ учащихся о Швабрине , о семействе Мироновых , о Пугачеве .
- Какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира героев?
- Как воспринимаются понятия чести и достоинства героями произведения?
Честь и достоинство .

Гринев Швабрин Капитан
Миронов.
Пугачев

- Как ведет себя Гринев и какое его ответ на предложение Пугачева «не служить» против него. Давайте прочитаем этот эпизод.
Вывод: Гринев говорит ему правду. Он понял, что этому человеку нельзя лгать.

- Что привлекло Пугачева в Гриневе?(ответы учеников)
Вывод: Пугачев человек прямой и открытый, он уважает прямых и мужественных людей, отсутствие дворянской спеси. В этом нравственном поединке победителями оказываются оба – и Пугачев, и Гринев, оценивший свою человеческую и дворянскую честь выше жизни.
- Чем различаются Пугачев и Гринев , а что их объединяет ?
Пугачев Гринев
Беглый каторжник . Молодой
дворянин
Вожак крестьян офицер царской
армии
Злодей , самозванец . Добрый , преданный .
Вывод : Пугачев и Гринев близки друг другу , так как для обоих самыми важными человеческими качествами являются честность , прямота , умение отвечать за свое слово , смелость , храбрость , великодушие .
- На что решается Петр Андреевич, спасая дочь капитана Миронова? Перед каким выбором он стоит?
Вывод: В этой ситуации Гринев-человек победил Гринева-солдата.
- Что в этом поступке покоряет нас?
- Что значит честь для Маши Мироновой? Какие черты характера проявляются в Маше в истории ее любви к Гриневу?
- А что значит честь для семейства
Мироновых?
Вывод : Действительно, скромно и честно жил Иван Кузьмич. И смерть свою встретил также достойно. И Василиса Егоровна до последнего момента была рядом с мужем.
- Какие последние слова произносит Василиса Егоровна перед смертью? Найдите эти строчки в тексте.
- Как произошло, что Гринева схватили мятежники?
- Какие качества проявил в этой ситуации Гринев?
- А есть ли представления о чести у Швабрина?
Вывод : Швабрин оказался малодушным трусливым офицером , он предал своего командира , «честь мундира» , перейдя на сторону врагов . По отношению к Маше повел себя недостойно ,бесчестно .
- Права ли Маша, считая себя виновницей ареста Гринева? Как она поступает в его защиту?
Вывод: Она едет в Петербург. Несмотря на то, что она «трусиха», по решительности в тяжелые моменты судьбы она не уступает своему суженому.
- Давайте поразмышляем о том, почему герои поступали так, а не иначе. Например, Швабрин, Гринев, Маша.
- Что важно для формирования личности человека?
( Попытаемся , тем самым , определить идею произведения.)
Вывод: Очень важно, в какой семье воспитывался человек. Во многом родители являются примером для своих детей. Кем были его учителя, друзья? Для Пушкина в повести правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе человеческое достоинство и уважение к жизни других людей .
- Как вы думаете, «честь» - качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите это.
- Кого вы сегодня можете назвать честным, благородным человеком ?
Вывод: Сегодня на уроке мы доказали с вами, что «честь» - качество не только сугубо дворянское, но и общечеловеческое.
Рефлексия . Что важного для себя вы узнали на уроке ?
Давайте обратимся к эпиграфу урока , как вы его понимаете ?
Оценки за урок . Спасибо за сотрудничество . Оценки за работу на уроке .

Домашнее задание:
Методика К.М
Прием «Эссе ». Подготовиться к сочинению .
1 Гринев и Пугачев .
2 Женские образы в повести А.С.Пушкина.
3 Семья Мироновых .
4 Проблема чести, достоинства , нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Категория: Русская литература
Просмотров: 553 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]