Главная » Файлы » Балабақша » Балабақшадағы ашық сабақтар



Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

Составление описательных рассказов по картине «Зима»
[ · Скачать удаленно () ] Жарнамаға бір басып сайтка көмектес! 05.11.2012, 19:59

Тема: «Рассматривание картины «Зима» 

художника Обрыньба.

1 часть цикла - обогащение словаря

 

Программное содержание: развивать у детей эстетическое восприятие картины, воспитывать любовь к природе, интерес к изобразительному искусству, понимать, как художник рассказывает о зиме, познакомить с разновидностью пейзажа – сельский пейзаж, продолжать работу над развитием творческого воображения детей: самостоятельно придумывать события, предшествующие изображённым на картине и последующие; поощрять умения целенаправленно  слушать высказывания сверстников, высказывать  элементарные оценочные суждения; ориентировать детей на точное изображение зимних развлечений, на выделение  не только главного, но и деталей, продолжать работу над лексической и грамматической стороной речи: подбор определений (к словам «снег», «лед»), упражнять детей в образовании названий людей, занимающихся различными видами спорта в единственном, множественном числах, мужского и женского родов (лыжница, лыжник,  лыжники, хоккеист, хоккеисты, конькобежец, конькобежка, конькобежцы, фигурист, фигуристка, фигуристы); название оттенков неба, снега; подбор существительных к определениям (холодный, холодная, холодное, холодные) в соответствии с родом и числом.

 

Предварительная работа:  индивидуальное заучивание стихотворений «Снежная гора» К. Островский, «Зима…» А.С.Пушкин, «Белая береза», «Заколдован невидимкой»  С. Есенин, рассматривание картины «Зимние развлечения» и составление рассказов по ней, наблюдение и проведение  опытов со снегом и льдом; знакомство с народными приметами,  заучивание  загадок о мороз; чтение книги Н.Пузановой «В городе тысячи радуг»

 

Материал: большой красочный конверт, картина «Зима» художник Обрыньба, указка.

 

Ход занятия:

В группе на столе  лежит большой конверт от Кисточки из «Города тысячи радуг».

- Как вы думаете, что может нам прислать Кисточка?

- Давайте прочтём записку от Кисточки «Дорогие ребята! Я прислала вам картину, но рассматривать её надо постепенно, в определенной последовательности, следуя нумерации. И тогда вы откроете для себя мир таким, каким его запечатлел художник. Желаю интересного рассматривания!   Кисточка»

 

Первый лист

- Как вы думаете, что изображено под первым листом? (предположения детей)

Воспитатель открывает лист.

- Какое время года изображено на картине?

- Почему вы так решили?

- Где лежит снег?

- Почему вы решили, что это деревня?

- Какой день изобразил художник? Правильно, день солнечный. Где художник изобразил солнечные пятна?

- Почему вы считаете, что день морозный?

- Обратите внимание на небо. Какие краски использовал художник при написании неба?

- Внимательно посмотрите на деревенскую улицу, что вы видите на ней?

- Куда приехала машина? Что она привезла в магазин?

- Чем заняты дети? А вы любите лепить из снега?

- Как вы думаете, что это? Правильно, это мост. А какой материал использовали при строительстве моста?

Зимний, ясный, солнечный день в деревне. Морозно, дым поднимается столбом в синее, безоблачное небо. К магазину подъехала машина, она привезла продукты.  Малыши лепят из снега снеговика. Дорога из деревни проходит через небольшой деревянный мост.

Второй лист

- Как вы думаете, что  мы можем увидеть под вторым листом?

Воспитатель открывает лист.

- Откуда едет человек? Кем он управляет?

- Куда человек  держит путь? Быстро ли идёт лошадка? Почему?

- Какое стихотворение подходит к этому  эпизоду картины?

 Чтение А.С.Пушкин «Зима!... Крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь….»

- Обратите внимание на  деревья. Какие это деревья? Действительно, это березы. А как вы догадались? Правильно, только у березы такой примечательный ствол.

- Многие поэты  описывали зимнюю березу, особенно она выразительна у С.Есенина

Чтение С. Есенин «Белая береза»

- Как  можно назвать место, где растёт много берез? Верно, это березовая роща.

- Если внимательно присмотреться, что мы видим над деревьями? Это птицы. А какие?

 

Только что через мост проехала лошадка, запряжённая в сани. Мужчина поехал в лес за дровами. Его путь лежит в гору. Лошадь идёт медленно, ей тяжело, много выпало снега. Лошадка проезжает мимо березой рощи. Все деревья прикрыты белым снежным узорным  покрывалом. Над березовой рощей кружит стая ворон, потревоженная лошадью.

 

Третий лист

- Как вы думаете, что  мы можем увидеть под этим листом?

- Послушайте загадки:

Мы проворные сестрицы,

Бегать быстро мастерицы,

В дождь – лежим,

В снег – бежим,

Уж такой у нас режим!   (лыжи)

-Как назвать мальчика, катающего на лыжах? А девочку? А детей?

Ой, насыпало снежка

Вывожу коня – дружка

За веревочку – узду

Через двор его веду,

С горки вниз на нем лечу,

А назад его - тащу!  (сани)

Воспитатель открывает лист.

- Что вы видите на этой части картины?

- Во что одеты дети? Зачем они сюда пришли?

- Дети пришли на лесную опушку, что  они будут делать?

- Какие поэтические строки можно сказать про лес?

Чтение С. Есенин «Заколдован невидимкой …..»

 

На лесную опушку пришли дети. Лес, заколдованный зимой, встретил их. Ребята пришли покататься на лыжах и санках. Они давно ждали выходных дней, чтобы покататься с горы.

 

Четвертый  лист

- Как вы думаете, что  мы можем увидеть под следующим листом?

Воспитатель открывает лист.

- Чем занимаются дети? Какое у них настроение?

- Какие поэтические строки здесь уместны?

Чтение Сурикова «Детство», Островского «На снежной горе»

- А если бы картина ожила, чтобы мы услышали?

- Как вы думаете, холодно ли детям? Как художник показал это на картине?

- Хотелось бы вам съехать на санках с этой горы?

 

Мальчики быстро съезжают с горы. Слышен веселый смех. Ребятам не холодно, они разгорячены от быстрой езды, у них раскраснелись щеки.

 

Пятый лист

- Послушайте загадку, она поможет вам отгадать, кто спрятался под пятым листом.

Мои дружные дружки,

И блестящи и легки,

И на льду со мной резвятся,

И мороза не боятся.     (коньки)

- Кто катается на коньках? (фигуристы…., конькобежцы….., хоккеисты…..)

- Что можно сказать про лёд на реке?

Что ещё можно назвать словами «холодный», «холодная», «холодные»?

 

На твёрдом, крепком льду катаются дети. Они  фигуристы. Хорошо кататься на коньках, весело!

 

Шестой лист

- Как вы думаете, что  мы можем увидеть под этим листом?

Воспитатель открывает лист.

- Откуда идет мальчик?

- Кого он везет на санках?

- Легко ли мальчику везти малыша на санках?

- Почему мальчик не бросит санки, ведь ему нелегко?

- А как бы вы поступили?

- Что можно сказать про мальчика? Какой он?

 

Мальчик Витя взял с собой  младшего брата кататься на горку. Тяжело Вите везти малыша, много снега, да и идти приходится в гору. Но мальчик знает, как будет рад его братишка, прокатившись с горы, и поэтому медленно поднимается, не смотря, ни на какие трудности!

 

Седьмой лист

- Может, теперь вы догадаетесь, что спрятано под последним листом?

 Воспитатель открывает лист.

- Под этим листом спрятан снег. Обратите внимание на то, какие краски и оттенки использовал художник при написании снега

- Какой снег в яркий солнечный день?

 

Снег в ясный солнечный день сверкает, искрится, переливается разными цветами радуги: и голубой, и розоватый, и фиолетовы (под деревьями).

 

- Вот мы с вами и открыли полностью картину, которую нам прислала Кисточка.  Какая из частей картины вам понравилась больше, почему?

- Как бы вы назвали эту картину?

- А художник назвал ее «Зима»

- К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина? Правильно, это  пейзаж, но это  пейзаж зимний (по времени года), пейзаж сельский (по месту изображенного)

Итог занятия

- На следующем занятии мы с вами будем учиться составлять предложения и рассказы по частям этой картины.

 

 


Тема: «Составление предложений и рассказов по частям картины «Зима» художник Обрыньба»

 

2 часть цикла – работа над грамматическим строем речи, составление небольших рассказов по частям картины (использование схем)

 

Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения шариковой ручки; учить детей придумывать предложения с заданным словом по сюжету картины, учить задавать вопросы по предложенному сюжету картины, отвечать на вопросы распространенными предложениями, использовать в речи образные выражения (снег, как пух, лед , как стекло ….), включать эти  выражения в предложения.

Познакомить детей со схемами, научить их понимать схемы, соотносить  условные изображения на схемах с происходящими действиями и предметами на картине, выражать это в движениях под музыку, развитие творческого воображения, поощрение креативных суждений, воспитывать умение выслушивать высказывания товарищей.

 

Предварительная работа: первичное знакомство с картиной «Зима» художник Обрыньба;  индивидуальное заучивание стихов И. Пашов «Зима», А.С.Пушкин «Зимнее утро»; рассматривание сюжетные и пейзажных картин на зимнюю тематику, экскурсии в парк, наблюдения; чтение  книги Н.Пузановой «В городе тысячи радуг»

 

Материал: Фея Кисточка, Волшебное Перо, картина «Зима», указка, схемы, палитра красок, DVD, диски с музыкой.

 

Ход занятия:

В гости к детям приходит Фея Кисточка и приносит цветные листы.

- Ребята, расставьте, пожалуйста, листы, так как цвета располагаются в радуге.

- Как получить зелёный цвет? Оранжевый?  Фиолетовы?

- Назовите теплые цвета, холодные, основные.

-  Полученная радуга из цветных листов – это подарок вам от художника.

- Дети, я пришла к вам не одна, а с подругой Волшебным Пером.

- А что такое перо? У кого бывают перья? Что можно делать пером?

- Как назвать человека, который пишет рассказы, сказки?

- А хотели бы вы узнать, кто была помощница писателя  в давние времена?

 

Давным–давно, люди писали обыкновенными палочками на восковых пластинах. В древнем Египте изобрели первую ручку. В медном стерженьке пряталась тонкая тростинка с темной краской. По тростинке краска сочилась на заостренный конец, и такая ручка оставляла на папирусе (древней бумаге) темный след. Затем люди стали писать гусиным пером, обмакивая его в чернила. Позже изобрели стальное перо. Хотя пластинка  было железная  и ничего общего не имела с гусиным пером, но название сохранилось.  Позже люди придумали шариковую ручку. На кончике стержня имеется маленький шарик, он обмакивает в пасту, то один, то другой бочок – вот так и пишет.

 

- Но не сама ручка пишет умные слова, не сама кисть рисует красивые картины. Это происходит только тогда, когда ручка или кисть попадают в руки  талантливого человека.

- Сегодня Волшебное Перо принесло подарок от писателя. Это план, по которому мы будем составлять рассказы по частям картины. Мы с вами сегодня превратимся в маленьких писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями

 

План рассказа состоит из 7 схем. Схемы нарисованы на оборотной стороне цветных листов.

Категория: Балабақшадағы ашық сабақтар | Добавил: silent | Теги: Составление описательных рассказов
Просмотров: 3909 | Загрузок: 285 | Рейтинг: 5.0/2
загрузка...
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]