Главная » Файлы » Рефераты



Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

"Капитанская дочка" Мысль автора о моральной ответственности человека
[ Скачать с сервера (39.5 Kb) ]

Еще больше материалов по этой теме можно найти здесь » [Русская литература]
13.05.2017, 16:39

Урок-обобщение по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе. Использованная технология: методика критического мышления.

Проблема чести,достоинства,нравственного выбора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Русская литература  8 класс .

 

Мысль автора о моральной ответственности человека .

(По рассказу Л.Толстого «После  бала ».)

Цель урока : проконтролировать степень усвоения идейно- тематического содержания

                      рассказа «После бала» , формировать общеучебные компетенции ;

                      осуществлять нравственное воспитание , выявить , как  понимают учащиеся

                      следующие понятия «гуманизм» , «порядочность», «нравственная

                      ответственность » ; продолжить развитие у учащихся выделять главное в

                      рассказе ,тему и идею произведения , сравнивать  литературные персонажи ,

                      развивать самостоятельность мышления , коммуникативные навыки .

 

1 Мотивационный этап .

 - Что заинтересовало в теме урока ?

 - Что непонятно ?  Что хотели бы узнать ?

 - Вы довольны такой формулировкой или ее нужно расширить, упростить ?

 - Назовите ключевое слово  темы урока .

 - Как оно связано со словом  «мораль».

 

    Методика КМ .   Прием «  Ассоциации » .

    Какие ассоциации у вас вызывают слова , попробуйте объяснить их значения .

     Гуманизм , порядочность , мораль ,нравственность

 

2 Операционный  этап .

    Методика КМ .   Прием « Мозговая атака » .

    В  процессе работы над рассказом Л.Толстой  отверг названия : «Дочь и отец» , «Отец и 

     дочь» , «А вы говорили …»  Почему рассказ , большая часть которого посвящена

    изображению бала , называется «После бала» ?

 

     Работа  с материалом учебника .

     - Что  мы можем сказать о реальных фактах , послуживших поводом для написания

        рассказа .

   

Анализ  рассказа .

    Назовите главного  героя рассказа . Что мы о нем узнаем  в начале рассказа  со слов

    других персонажей ?  На сколько временных отрезков можно разделить рассказ ?

    Методика КМ .   Прием  «Ключевые слова».

    Найдите ключевые  предложения , характеризующие душевное состояние Ивана  

    Васильевича на балу и после бала .

 

На  балу .                                                                                     После бала .

Я обнимал весь мир своей любовью .                                              На сердце была почти     

 …                                                                                                         физическая тоска .

 

Работа с текстом рассказа .

 Перескажите  кратко  сюжет рассказа .

 

-  Использование какого приема ярко выражено в рассказе ?

-  Давайте найдем примеры контрастного изображения в рассказе .

                                                 

                                                  Контраст .

 

Иван В  на балу .                                                           Иван В  после бала .

Музыка  на балу.                                                           Музыка после бала .

Полковник  на балу .                                                     Полковник после бала .

Герой счастлив .                                                             Герой несчастен

Ив В возбужден .                                                            Брат спокойно спит .

 

    Методика КМ .   Прием  «Дискуссионная  карта» .

- Почему Иван Васильевич , перед которым раскрывались широкие возможности сделать карьеру , отказался от государственной службы . Прав ли Иван Васильевич , что отказался от государственной службы ?

 

Да, прав .

Нет , не прав .

1  Трудно пересилить себя , изменить

    взгляды .

2  Ощущает душевную пустоту от

    увиденного .

3  Поражает  двуличие полковника .

1  Перед И.В. открывались возможности

    продвижения по военной службе .

2  Отказался от Вареньки , которую любил .

3  Прожил жизнь , мучил себя

    воспоминаниями .

 

- Мы с вами разобрались в прочитанном , давайте теперь определим тему , идею произведения .

 

Тема - Показ исторической действительности при  правлении Николая 1.

         - Любовь   И.Васильевича к Вареньке .

 

Идея - (Связана с темой урока.)

 

3 Рефлексия . Подведем итоги . Попробуйте составить пятистишье по рассказу .

   

        Методика КМ .      Прием  «Пятистишье».

                                         1 Разочарование.

                                         2 Грустная  история . 

                                            Душевная  пустота.

                                         3 Не знал того ,что знали другие .

                                            Пошла на убыль (жизнь).

                                            Не годился  никуда .

                                          4 Случай  изменил всю его жизнь .

                                          5  Пустота .(Одиночество).   

     

Как автор  относится к своему герою ?   Дает ли он оценку его поступкам ?     

(Никуда не годился ).

А каково  ваше отношение к герою рассказа ?

- один в поле  не воин,

- он не смог бы в одиночку изменить существующий строй .

- своим поступком он выразил протест против жестокости , деспотизма , тирании , т.е

  против существующего строя .                      

Категория: Русская литература | Добавил: bga_1968
Просмотров: 1802 | Загрузок: 71 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]