Главная » Файлы » Ашық cабақ |
Гунны. Ғұндар ашық сабақ
[
· Скачать удаленно ()
]
Еще больше материалов по этой теме можно найти здесь » [Қазақстан тарихы] |
12.05.2012, 18:23 |
Тема урока: § 20. Гунны Цели урока: Образовательные: Ознакомить учащихся с древними историческими сведениями о гуннах, с местами их расселения и государственным устройством. Рассказать о последствиях объединения гуннов. Развивающие: Повысить активность учащихся, обеспечить развитие их способности самостоятельно размышлять над каждым из исторических фактов. Продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, учебником, историческим атласом. Воспитательные: Прививать учащимся чувство глубокого уважения к истории своих предков, особо подчеркивая, что гунны сыграли большую роль в формировании казахского народа, что самоотверженный труд наших предков, их героизм в борьбе за защиту своей родины от внешних врагов, созданные ими культура и искусство достойны глубокого уважения. Оборудование урока: таблицы, схемы, иллюстрации, историческая карта, учебник истории Казахстана, первый том «Иллюстративной истории Казахстана». Тип урока: комбинированный урок Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, кроссворд, работа с картой и учебником. Ход урока: 1. Организационный момент. Психологическая подготовка учащихся к уроку. 2. Опрос домашнего задания. Устный опрос у нескольких учащихся. 1. Расскажите о развитии земледелия у кангюев. 2. Каковы особенности ведения скотоводства у кангюев? 3. Чем занимались кангюи, кроме скотоводства и земледелия? 4. Приведите свидетельства, доказывающие тесные связи кангюев с внешним миром, соседями. 5. Что нового вы узнали из стихотворения китайского поэта Бо Цзюй-и «Голубая юрта»? Исторический диктант. 1. Кангюи жили… (в 3 в. до н.э. – 5 в. н.э.) 2. Ученые относят памятники кангюев к следующим археологическим культурам: (кауншинской, отрар-каратауской, жетыасарской) 3. По китайским данным, союз племен кангюев могли выставить … воинов. (120 тысяч) 4. Основным местом расселения кангюев была… (средняя часть долины реки Сырдарья) 5. На юге государство Кангюй соседствовал с … (Китаем и уйсунами) 6. Государство Кангюй управлялось … (великим ханом) 7. Столица государства Кангюй располагалась на реке … (Талас) 8. Общее количество монет эпохи государства Кангюй, найденных на территории Казахстана, состовляет … (1300 монет) 9. Государство Кангюй разделялось внутри себя на … владений. (5) 10. Каждое владение управлялось … (малым ханом) Проверка ответов. Вопросы: 1. Племенной союз, населявший Казахстан в 3-2 вв. до н.э. – 5 в. н.э. (кангюи) 2. На юге государство Кангюй соседствовал с … (уйсунами) 3. Для орошения полей кангюи по левому берегу реки Чирчик выкопали канал … (Ханарык) 4. Столица кангюев - город … (Битянь) 5. На левом берегу какой реки, на площади 100 кв. км, было обнаружено около 20 различных по размеру курганных насыпей? (Арысь) Заключение: Вот ребята, мы с вами узнали немало сведений о племенах кангюй. Отгадав кроссворд, по вертикали мы получили название одного из древнейших народов, населявших некогда Азию и Восточную Европу, которые сыграли огромную роль в формировании казахского народа. Теперь переходим к изучению гуннских племен. 3. Объяснение новой темы. Ознакомить учащихся с темой нового урока и его целями. План: 1. Ранняя история гуннов. 2. Государственное устройство гуннов. 3. Объединение гуннских племен. Перед тем как начать изучение новой темы, я хочу привести слова великого казахского академика Алькея Маргулана: «История гуннов – это древнейшая история современных тюркских народов, именно они в Великой степи создали свое государство». 1. Ранняя история гуннов. В 1 тысячелетии до н.э. огромные пространства Центральной Азии от юга Монголии до Каспия населяли различные племена. Одно из них – гунны. Эпоха гуннов охватывает 4 в. до н.э. – 3 в. н.э. По китайским источникам, слово «хунну», или «сюнну» т.е. «гунн» (китайцы до н.э. и после дали одному и тому же народу 32 названия) происходит от названия реки Орхон, находящейся в современной Монголии. В 3 веке до н.э. жившие здесь кочевые племена объединил Моде. Китайцы называли правителя гуннов шаньюй. Моде остался в истории не только как смелый и умелый полководец, властный повелитель с диктаторскими манерами. Он был выдающимся политиком, искусным дипломатом. Его мысли и высказывания о государстве, о Родине, о том как можно в мире жить с соседними народами и странами особенно полезными могут быть сейчас, когда мы строим независимое и суверенное казахское государство, поскольку он думал не только о своем времени, но и устремлялся взглядом в будущее, заботился о потомках. Доказательством этому служит такая история, зафиксированная в «Исторических записках» Сыма Цяна. Когда Моде пришел к власти, сильным противником хуннов было государство Дунь Ху (протомонголы). Считая, что Моде узурпировал власть, они решили воспользоваться, и попросили у него коня, на котором в свое время ездил отец Моде Туман каган. Моде собрал вокруг себя самых знатных и мудрых людей страны и стал советоваться с ними, как ему поступить. Старейшины были оскорблены и сказали ему: «Быстроногий аргамак – реликвия гуннов, поэтому коня не следует отдавать». На это им Моде ответил: «Неужели нам жалко одного коня для соседствующего с нами народа?» и приказал отдать своего любимца. Люди из страны Дунь Ху знали, что Моде, отдавая коня, был сильно рассержен. Тем не менее, они снова посылают вестника к гуннам, и просят в подарок их правителю одну из самых красивых и любимых жен вождя гуннов. Моде вновь собирает на совет лучших визирей. Советники говорят: «Эти соседи совсем обнаглели. Теперь женщину просят. Мы должны с ними воевать!» Выслушав их, Моде вынес такое решение: «Неужели мы пожалеем всего лишь одну женщину от соседей?». С этими словами она была отправлена к неугомонным Дунь Ху. После этого предводитель Дунь Ху, видя свою безнаказанность, думая что гунны поступают так из слабости, собирает свои войска и продвигается на запад. То есть к границам гуннов. Между государством хуннов и дунху лежал клочок пустынной земли, на нем не росла трава, не было воды. С давних времен на этой земле никто не жил, но площадь ее распространялась на тысячу ли (ли= пол км). Именно здесь проходила граница между страной дунху и державой гуннов. Дунху вновь посылают к Моде посла со словами: «Между нами лежит эта никому не нужная земля. Наши сторожа и ваши сторожа находятся по обе стороны от этой земли. Мы хотим взять у вас эту землю». Моде и на этот раз собирает совет. Старейшины хунну сочли, что не стоит портить отношения с соседями: «Можно отдавать и не отдавать», - сказали они. Услышав такой ответ, Моде очень рассердился: «Земля, какая бы она не была, это вопрос государственный! Мы даже не должны сомневаться в вопросе о том, отдавать или не отдавать ее. Она есть основа и корень государства». Затем он собрал войско, пошел походом на дунху и разгромил их, присоединив их территорию. Так возникла держава хунну во главе с Моде. Произошло это событие, по сведениям ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, в 209 году до н.э. У этой назидательной и древней легенды глубокий смысл. Как бы не были дороги кочевнику конь и женщина, расставаться с ними или нет – это его личное дело. А что касается земли, по мнению Моде, она не является собственностью одного человека, а принадлежит всем, народу, будущим потомкам, поэтому ее, землю надо оберегать и защищать. Тем не менее, с соседствующими народами надо жить в мире, но государственные вопросы должны стоять выше личных. Гунны подчинили соседние племена, жившие по берегам Енисея и в горах Алтая. Они заставили платить дань Китай, который ежегодно отправлял в дар кочевникам шелковые ткани, хлопок, рис, украшения. 2. Государственное устройство гуннов. В гуннское объединение входили различные племена. Государство гуннов строилось по военному принципу, оно было разделено на левое, центральное и правое крылья. Управлял гуннами шаньюй. Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» - темники. Ими являлись обычно сыновья правителя или близкие родственники. Они возглавляли 24 рода, а все 24 темника подчинялись лично шаньюю. У каждого темника имелось по 10 000 вооруженных всадников. Темник назначал тысячников, сотников и десятников. Каждому из них определял территорию с кочующим населением. Все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду. Каждый должен был заниматься воинскими упражнениями, иметь при себе оружие – лук со стрелами, саблю и копье. Правящий слой империи состоял из родоплеменной знати. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертв предкам, Небу, Земле, духам людей и небесным духам». Все собравшиеся были родственниками шаньюя. Они также обсуждали государственные дела. 3. Объединение гуннских племен. По сведениям китайских хроник, в 4-3 вв. до н.э. гуннские племена, жившие на землях севернее Китая от Байкала до Ордоса, создали свое объединение. Гунны не только захватывали земли соседних племен, но даже вторгались в пределы Китайского государства. Войны гуннов с китайцами растянулось на более чем 300 лет. В 3 веке до н.э. правители Китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую Китайскую стену. Оборонительная стена растянулась на 4 тысячи км. Высота ее была от 6,6 до 10 м. Через каждые 60-100 метров возвышались сторожевые башни. Наибольшего усиления гунны достигли во время объединения в государство во 2-1 вв. до н.э., при правлении шаньюя Моде. Во времена его правления государство превратилось в сильнейшее государство Евразии. Гунны подчинили себе племена дунху, победили основателя династии Хань Лю-Бана и подчинили китайцев своей власти. Таким образом, гуннская держава превратилась в могущественное государство, которое простиралась от озера Байкал до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхэ. В 55 году до н.э. Гуннское государство разделялось на южных и северных гуннов. Южные гунны потеряли свою независимость и попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце 1 в. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны дошли до земель кангюев, заключили с ними мирное соглашение и таким образом тполучили возможность кочевать к востоку от реки Талас. Начало второй волны массового передвижения гуннских племен на юго-запад Казахстана и в Приаралье относиться к 1 в. н.э. Связи с этим местные племена аланы и асы вынуждены были перекочевать дальше на запад, к берегам Каспия. Однако гунны и здесь надолго не остались. Они продвигались дальше на Запад и, переправившись через реку Дунай, вторглись в Европу. Таким образом, движение гуннских племен с востока на запад, начавшееся во 2 в. до н.э. растянулось до 4 в. н.э. 4. Закрепление нового материала. Игра «Кто быстрее ответить?» 1. Правитель гуннов? (шаньюй) 2. Кто объединил гуннов в 3 веке до н.э.? (Моде) 3. Эпоха гуннов охватывает … - 4 в. до н.э.-3 в. н.э. 4. Второе лицо государства после шаньюя? (темники) 5. Как по военному принципу разделялось государство гуннов? (на левое, центральное и правое крылья) 6. Из скольких родов состояло государство? (из 24 родов) 7. Войны гуннов с китайцами растянулись, на сколько лет? (на 300 лет) 8. Движение гуннских племен с востока на запад началось… (во 2 в. до н.э.) 9. В каком году государство гуннов разделилось на южных и северных гуннов? (в 55 году до н.э.) 10. Когда была начата вторая волна массового передвижения гуннских племен на юго-запад Казахстана? (1 в. н.э.) Подведение итогов 5. Выставление оценок. 6. Рефлексия. 7. Задание на дом. Прочитать в учебнике §20 и подготовить устный ответ на вопросы и задания, имеющиеся в конце параграфа. Прочитать материал для дополнительного чтения. | |
Просмотров: 15230 | Загрузок: 1254 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |