Урок развития речи в 7 классе в форме устного журнала.
Осень в поэзии, живописи, музыке
( устный журнал)
Цель:
Раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи, музыки.
Задачи образовательные:
• обогатить словарный запас учащихся;
• учить детей получать радость от общения с искусством;
• показать тесную связь, близость искусства слова, живописи и музыки;
• учить детей рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами.
Задачи развивающие:
• развивать чувственное восприятие, творческую фантазию и воображение;
• развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения.
Задачи воспитательные:
• воспитывать чувство прекрасного, любовь к произведениям искусства;
• воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Музыкальное произведение:
• П.И. Чайковский из цикла “Времена года” - “Октябрь. Осенняя песня”.
Репродукция картины:
• И.И. Левитан “Золотая осень”.
Оборудование:
• портреты: художника - И.И. Левитана, композитора - П.И. Чайковского;
• репродукция картины;
• презентация, слайды;
• сборники стихов.
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Учитель: Ребята, на протяжении нескольких уроков мы знакомились с произведениями русских поэтов и писателей, а сегодня, мы обобщим наши знания и узнаем, что не только в поэзии, но и в живописи, музыке предоставлено прекрасное время года, какое…?Догадайтесь….
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…. Это – ОСЕНЬ….
Учитель: Русские поэты писали свои стихи о Родине, родной природе, крестьянской доле. Читая эти стихи, вы все больше и больше, будете узнавать о том, как горячо любили русские поэты свою Родину, какие прекрасные посвящали ей стихи. Свое поэтическое мастерство они отдали на служение народу.
Дорогие ребята! Я приглашаю вас в удивительное путешествие. Мы узнаем, как в произведениях русских поэтов, художников и композиторов представлено прекрасное время года – осень. А помогут нам совершить путешествие страницы устного журнала.
1 страница нашего журнала называется «ОСЕНЬ В ПОЭЗИИ»
Учитель: Сегодня мы будем читать стихи об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – ОСЕНИ.
Какая бывает осень?
Есть две осени. Одна золотая осень –радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей,садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской.
Вторая осень поздняя – она вызывает у человека чувства торжественного и величавого.Оно кроется в уверенной надежде человека в том,что нескончаем свет солнца, что природа вечно жива, а ее увяданье – придает природе особенную красоту.
Дети читают стихи русских поэтов - Н.А.Некрасова, С.Есенина, А.Н.Плещеева, И. Токмаковой ,Е.Благининой,Е.Ольховик,К.Бальмонта, Е.Солонина, Н.Самоний, В.Орлова, А.ТвардовскогоИ.Бунина наизусть.
Асия
С. Есенин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Алтынай
Н. Некрасов
Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
утонуло лето.
Я ему бросаю круг
свой венок последний.
Только лето не спасти,
если день - осенний.
Алуа
А. Пушкин
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Карина
К. Бальмонт
Осень пришла
Сентябрь опять подобрался
Его мы, конечно, не ждали.
Дождями в октябрь подался
Скошёлкою, полной грибами
И день отодвинут, пасмурен он.
И солнышко в прятки играет.
И тучка, спустившись на горизонт
Чечёткой по крышам гуляет.
От края до края желтеет листва,
И ветер деревья штурмует.
И в Осень окрашивается душа!
И Муза стихах торжествует!
Айдос
Елена Ольховик
Кончается лето
Кончается лето,
Кончается лето,
И солнце не светит,
А прячется где-то.
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
Карина
А. Твардовский
Осенняя песенка
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Арайлым
А. ПлещеевВоробей
Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.
ЖанельИ. Бунин
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....
БекзатН. Самоний
Жалуется, плачет
Осень за окном,
И слезинки прячет
Под чужим зонтом...
Пристаёт к прохожим,
Докучает им, -
Разным, непохожим,
Сонным и больным...
То изводит нудной
Ветренной тоской,
То дыхнёт простудной
Влагой городской ...
Что же Тебе надо,
Странная мадам?
А в ответ - досадный
Хлёст по проводам...
Арайлым
Владимир Орлов
ОСЕННЕЕ ЧУДО
Ныне осень, непогода.
Дождь и слякоть. Все грустят:
Потому что с жарким летом
Расставаться не хотят.
Небо плачет, солнце прячет,
Ветер жалобно поёт.
Загадали мы желанье:
Пусть к нам лето вновь придёт.
И сбылось желанье это,
Веселится детвора:
Чудо ныне – Бабье лето,
Среди осени жара!
Динара
Е. Благинина
Наступила осень
Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.
Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.
Алтынай
И. Токмакова
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Дидар
Е. Солонина
Осень
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
2 страница нашего журнала называется «КРАСКИ ОСЕНИ»
Учитель: Поэты пишут свои стихи словами, выражая свои чувства, любовь к Родине, природе, а художники создают свои картины красками. Посмотрите на картину Исаака Ильича Левитана “Золотая осень”.
Это произведение может быть названо одним из самых поэтических русских пейзажей XIX века. Создавая эту картину,художник подстерег особенно трогательную минуту нашей природы – светлый канон осени.
• К какому жанру относится эта картина? (пейзаж)
• Какой колорит картины? (холодный или тёплый) Почему?
• Что вы видите на картине? (мы видим на картине опавшие листья, реку, березки, солнце, багряную траву)
Учитель: Березки с тонкими стройными стволами(на левом берегу) сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев течет тихий, прозрачный ручей, в котором отражается небо, облака, травы.Золотые кроны деревьев ослепительно блестят,купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Все предметы, вся природа пронизана ожиданием. Это состояние ожидания по-своему выражают деревья в безветренную погоду. Мы невольно слышим шелест листьев.
• Какие краски использовал пейзажист, чтобы воссоздать осень? (желтые, красные, багряные, голубой, розовый)
Учитель: Красота осеннего дня передана с помощью цвета, цветовой гаммы. Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной. Яркими красками играет красновато-розовый куст на темном фоне реки. Усиливают впечатление воздушности пейзажа и розоватые легкие облака, которые плывут по нежно-голубому небу.
• Какие чувства она вызывает? (ответы детей)
Учитель: С помощью цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения - радость,грусть, нежность, тревогу, ожидание.
Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. К этому пейзажу Левитана ничего нельзя прибавить, и ничего нельзя отнять. Никогда еще прежде И.Левитан не находил в природе такой красоты. Целомудренная, нетронутая красота осени, трогательная чистота пробуждают творческое настроение. Можно часами любоваться этой картиной: от нее веет простором, покоем, любовью.
Физминутка.
Прослушивание музыкального слайд-шоу
3 страница нашего журнала называется «ЗВУКИ ОСЕНИ»
Учитель: Свою любовь к русской природе композиторы выражают с помощью музыкальных звуков.
П.И. Чайковский – великий русский композитор. Он написал музыкальное произведение “Времена года”, в котором выразил свою любовь к русской природе. В этом произведении представлены все 4времени года. 12 фортепианных пьес цикла соответствуют 12 месяцам.
Мы сегодня с вами откроем этот альбом “Времена года” на осенней страничке, и услышим пьесу“Октябрь”, которую композитор назвал “Осенней песней”. Осень была одним из любимых времён года композитора.
Обратите внимание:
• Какой характер музыки?
• Какие картины осени вы представите, слушая это произведение?
Слушание музыки. П.И.Чайковский “Времена года”- “Октябрь. Осенняя песня”
• Какой характер музыки? (лирический, напевный, грустный, спокойный, заунывный, задумчивый)
• Какие картины осени вы представили, слушая это произведение?
Учитель: Пётр Ильич Чайковский в своем произведении передал тишину осени, задумчивость природы. Октябрь, середина осени. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая – с опадающей листвой, унылая, грустная с тихим плачем осеннего дождя.
Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной . Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на увядающую осеннюю природу.
4 страница нашего журнала называется «Пробы кисти и пера»
Она посвящена вашему творчеству.
Я предлагаю прочитать ваши сочинения и стихи об осени.
Поэты, художники и композиторы, используя различные средства выразительности - слово, краски, звуки воспевали красоту, выражали свою любовь к Родине, природе.
Обобщение урока.
Учитель: Итак, сегодня мы с вами совершили путешествие.
• Какие страницы журнала мы пролистали? (поэзия , живопись, музыка)
• Какие стихотворения вы прочитали? Кто их написал?
• Всегда ли стихи об осени вызывали радостное настроение? Почему?
• Назовите художника и картину, в которой представлено время года – осень.
• Кто написал музыкальное произведение “Времена года”? Как называется пьеса, которую мы прослушали?
• Что объединяет произведения поэтов, художников, композиторов?
• Что мы узнали нового на уроке?
• И завершаю я наш урок словами Н. Никитина:
•
«Пойми живой язык природы – и скажешь ты:прекрасен мир»
Домашнее задание: стр. 134 .Выучить стихотворение « Славная осень»
Оценки за урок.
Как хорошо, мои ребята,
Что мы сегодня собрались.
Мы с вами будто побывали
В осенней сказочной стране.
Читали мы стихи сегодня
И пьесу выслушать смогли.
Надеюсь, что урок прошел не даром.
И вам любовь к поэзии привить смогла чуть-чуть…
Хочу сказать вам милое «спасибо»
За то, что вы смогли со мной
Пройти страницы нашего журнала
И в каждой след оставить свой.
Что я могу сказать в итоге?
Надеюсь, все поймут меня
Всем вам ребята за работу
Хочу оценку «пять» поставить от себя.
|