12:22 Как готовиться к открытым урокам | |
Как готовиться к открытым урокам Урок- это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, основная форма организации обучения в современной школе. В нем находятся все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и ученика.
Что такое открытый урок? Открытый урок - это урок, на котором учитель имеет возможность применить необычные технологии, методы, которые способствуют развитию ЗУН у учащихся. К необычным элементам на уроке выдающиеся педагоги относились по-разному. В античной и средневековой педагогике необычное, т.е. выходящее за рамки установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым, а учителя, нарушавшие это требование, жестоко наказывались. Бывали и редкие исключения, только подтверждающие незыблемость правила: диалогистика Сократа, уроки на природе в "Доме радости" Витторино де Фельтре. Первые, как бы "узаконенные" элементы необычного вносит в урок "Великая диалектика" Я.А.Каменского. Прежде всего - это принцип наглядности. Введение этого принципа в строгую канву урока произвело революцию в педагогическом сознании и поколебало уверенность в неизменности классических правил. Появилась возможность не просто давать положенные знания, но и "раскрашивать" их, представлять с необычной стороны. Урок необходимо проектировать, тем более открытый. И.С.Якиманская различает термин "прожектирование" (медленное, идеальное выстраивание чего-либо и "проектирование" (как создание и практическое выполнение проекта). Анализ педагогической литературы позволяет выделить обобщающую схему проектирования учебной деятельности: 1. Определение цели проектирования (целеполагание). Это наиболее полная схема проектирования ( а не планирование)не отвечает всего лишь на один вопрос: кто проектирует? Ответ на него как бы очевиден - учитель. Ученик здесь тоже как бы очевиден - все это делается для него, но без него. 1. Совместное проектирование, понимается как обучение учащихся активной умственной деятельности. Общим местом становится отсутствия понимания смысла учебного взаимодействия, как условия самоактуализации учащихся. Вместе с тем, умелое применение отдельных элементов традиционного понимаемого совместного проектирования представляет педагогический опыт известного учителя истории из г.Либинска (Краснодарский край) А.В.Литвинова. Модель школьной программы открытых уроков 1. Цели проведения открытых уроков. Возможный набор стимулов: 1. Присвоение по итогам аттестации более высокого разряда. 2. Выдвижение на обобщение накопленного педагогического опыта учителя. 3. Направление на районный, городской конкурс профессионального мастерства. 4. Награждение грамотой, дипломом. 5. Предоставление права самоконтроля, самоанализа, самообобщения накопленного опыта и представления полученных результатов администрации и коллективу школы. 6. Предоставление права выступить с научным отчетом на педагогическом совете или ином педагогическом форуме. 7. Награждение премией, надбавка к окладу. 8. Награждение ценным подарком. 9. Подготовка очерка или отчета в местной печати и школьной газете. 10. Выпуск листовки или буклета с изложением инноваций и достижений педагога в работе. 11. Подготовка передачи на радио или местном телевидении. 12. Подготовка и проведение творческого вечера успешного педагога. 13. Награждение педагога благодарственным письмом. 14. Представление педагога к местным или государственным наградам. 15. Выдвижение педагога на грант или другую форму финансовой поддержки (стипендия). 16. Изготовление полномасштабной видеоверсии комплексного творческого отчета педагога, дайджеста материалов, которые педагог использовал в процессе учебно-воспитательной деятельности, плана и сценария всех интересных открытых мероприятий, проведенных педагогом. 17. Предоставление педагогу права и возможности пройти обучение у известных ученых и практиков. 18. Награждение педагога подпиской на профессиональные издания и приобретение для него необходимой техники и литературы для повышения его профессиональной готовности. 19. Подготовка брошюры по итогам серии открытых педагогических мероприятий. 20. Награждение школьной медалью. Именной премией, выдвижение в книгу и на школьную доску почета по итогам достижений учащихся на различного рода соревнованиях, олимпиадах, смотрах. 21. Подготовка школьного фото- или кинофильма о достижениях педагога и его учеников (выпускников). 22. Проведение научно-практического семинара или конференции по изучению предложенного опыта. 23. Предоставление педагогу права и возможности открыть собственную школьную или межшкольную научно-исследовательскую лабораторию. 24. Предоставление педагогу права вести школу молодого учителя или передового опыта. 25. Выдвижение педагога в резерв на повышение. 26. Представление педагога в институте повышения квалификации диссертации в качестве соискателя или аспиранта для подготовки кандидатской диссертации. Таким образом, я рассматриваю открытый урок не как случайное событие, обязательное для учителя, но как целостный процесс, характерный для лучших учителей, способных быть маяками, или вернее, лоцманами, в деле повышения качества образования детей. Критериями успешности можно считать: 1. Удовлетворенность самого учителя, коллег, администрации и учащихся. 2. Наличие оправданной, полезной и педагогической привлекательной новизны. 3. Факт достижения заявленных целей. 4. Возможность использования показанного опыта в работе коллег. 5. Сбалансированность воспитательно-образовательных взаимодействий. 6. Активизацию познавательной деятельности учащихся. 7. Наличие доверительно-уважительной, эмоционально положительной обстановки, увлеченность и включенность учащихся в процесс. 8. Сбалансированность форм и методов, применяемых в процессе деятельности. 9. Учет интересов каждой группы учащихся (нуждающихся в педагогической поддержке, одаренных, успешных, средних). 10. Использование необходимых и достаточных вспомогательных средств обучения, средств наглядности, технических средств. 11. Разумное соотношение репродуктивного, репетиционного и поискового. Творческого. Сценарии, видеозаписи и анализ открытых уроков постепенно могут составить золотую коллекцию лучших уроков школы, что позволит учить на этом благодатном материале новых учителей школы. 1. Характеристика обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей детей класса, где будет даваться открытый урок Это абсолютно необходимый элемент технологии, необходимая информация, которую учитель сообщает гостям до проведения открытого урока. Мы не приводим здесь параметры обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей, поскольку они не новы. Их можно найти в книгах и через сеть Интернет. 2. Рассказ учителя гостям о проекте предстоящего открытого урока В этой части работы с гостями предлагается следующий алгоритм. Заметим также, что связь проекта с учебными и воспитательными возможностями детей представляет собой важный элемент следующего шага предлагаемой технологии- "Обоснование проекта". Форма рассказа о проекте открытого урока, а также его структура и содержание достаточно вариативны и определяются самим учителем, зависят от его видения. Учитель, как правило, говорит о месте урока в теме, разделе, курсе; называет ценностные основы, цели, характеризует выбранное содержание учебного материала, методы, формы, обосновывая свой выбор и т.п. Разумеется большое значение имеет новшество, разработанное учителем ( если их нет, то трудно понять, зачем пригласили людей, среди которых наверняка есть опытные, высококвалифицированные специалисты) 3. Обоснование проекта открытого урока Здесь прежде всего раскрываются те научные источники, которые лежат в основе проекта. Желательно, чтобы учитель назвал ведущие дидактические теории, концепции, парадигмы, образовательные практики. На которые он опирался при проектировании. Здесь же называются работы ученых-методистов, других известных и неизвестных практиков, идеи и опыт которых были заимствованы. К обоснованию проекта относятся и результаты диагностики личности учащихся класса, которые могут быть получены путем тестирования, педагогических наблюдений, путем экспертной оценки учебной и воспитательных возможностей детей в ходе педагогического или психолого-педагогического консилиума и другими путями. Учитель обязан четко назвать гостям и вид творческой деятельности, в результате которой было рождено новшество: 4. Ответы учителя на вопросы гостей по предлагаемому проекту открытого урока Разумеется на этом этапе мастер -класса все зависит от того, будут ли вопросы, какие они. В то же время если учитель понимает, что люди пришли к нему на учебу, и он ответственен за ее результаты и эффективность, то он может позаботиться, то он может позаботиться о том, чтобы вопросы возникли, то есть спровоцировать их на всех предшествующих этапах: излагать и характеристику класса, и проект урока, и его обоснование не только в повествовательно -объяснительном, но и в проблемном ключе. Во всех случаях ответы должны быть аргументированными. 5. Проведение открытого урока Естественно учитель будет стремится реализовать только что представленный обоснованный проект. Однако нужно помнить, что учесть все факторы, влияющие на успешное осуществление намеченного, невозможно. Кто-то из детей, на кого надеялся учитель, может заболеть и не быть в школе, накануне открытого урока в классе мог произойти конфликт с другим учителем на предыдущих уроках в этот день, многие дети, как и взрослые, метеочувствительны, и их самочувствие может ухудшиться из-за перепадов атмосферного давления и т.д. 6. Анализ открытого урока самим учителем Форму и содержание анализа определяет сам учитель. Необходимо помнить, что одна из целей предлагаемой технологии- повышение эффективности обучения тех, кто был приглашен на урок. Обучающим и развивающим гостей является не только собственно открытый урок, но и все, что ему предшествовало, и все, что за ним последовало. Выступление учителя с анализом только, что проведенного урока демонстрирует и способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции и фактором обучения гостей всем непростым только что названным умениям. 7. Анализ открытого урока директором или завучем данной школы Прежде всего необходимо учесть, что, проводя открытый урок, учитель находится в состоянии высокого психологического напряжения, и буквально тут же необходимо дать анализ только что проведенного урока. Опыт показывает, что не всегда удается быстро переключиться на другой вид деятельности, и потому в анализе что-то упускается. Поскольку директор или его заместитель также ответственны за успех столь важного методического мероприятия, то данный им анализ необходим для дополнения анализа, сделанного учителем, тем более, что они хорошо знают своего педагога, суть разработанного им новшества и по ходу открытого урока имели возможность фиксировать в мыслях или в записях то, что является ценным для гостей. 8. Ответы учителя на вопросы гостей по проведенному уроку Учитель сам предлагает гостям задавать вопросы по только, что проведенному уроку. Тут возможны два нежелательных варианта. | |
|
Всего комментариев: 0 | |